Красноярск — Северобайкальск в марте 2013 г. на Daewoo Matiz

Прочитав несколько отчетов о поездках на источники Северобайкальска, захотелось самим попробовать, что такое купание в горячей минералке на свежем воздухе. Поездку приурочили к весенним каникулам, но дочь в последний момент отказалась, поэтому поехали втроём: я, моя жена Ирина и главная путешественница — Лялька.

Машина «Дэу-Матиз», брал новую два года назад, комплектация Бэст, пробег на момент поездки — 55 тыс. км. Специально машину не готовил, лишь поменял ремень ГРМ. На всякий случай взял немного тосола и масла для двигателя, хотя ни то ни другое до сих пор не убывало. Еще лебедку ручную двухтонную и веревку метров 20. И конечно, кучу теплых вещей, чтоб, если что, то не замерзнуть в дороге.

24 марта

Стартовали в 7 утра не из Красноярска, а из с. Дзержинское (80 км на север от Канска), куда заезжали в гости. Дорогу «Байкал» можно не описывать, про нее много написано. Идет строительство. Еще 2-3 года, и, наверное, не останется участков с гравийкой.

Несмотря на прошедший недавно снегопад, дорога чистая. Скорость держал 90-110. На крыше багажник и две пары горных лыж в чехле чувствительно тормозили.

В обед, проезжая Нижнеудинск, решили завернуть на местную кондитерскую фабрику. Год назад мы уже заезжали сюда. Печенье, конфеты, обалденный вкус и нереально низкие цены. Все продается в коробках примерно по 2-3 кг. Несмотря на то, что было воскресенье, магазин при фабрике работал. Взяли три коробки разного печенья домой, Придется повозить с собой, на обратной дороге по расчетам будем проезжать вечером и опять в воскресенье, все будет закрыто.

В Тулуне заправка и начало трассы «Вилюй». Дорога хорошая, асфальт, в одном месте плиты. Перед Братском несколько километров встречные потоки разделены. Вот здесь встретились первые ямы. Идет неплохой асфальт, правда, волнами, и вдруг яма глубиной 20-30 см. Потом еще и еще. Для нас попадание в такую грозит в лучшем случае помятым диском.

Братск проехали часов в 6 вечера, решили, что останавливаться на ночь рано (хотя по плану ночевка планировалась именно здесь). Решение ехать дальше было большой ошибкой.

В следующем по карте поселке Видим ночлега мы не нашли. Запросили навигатор, ближайшую гостиницу он выдал в городке Железногорск-Илимский. Сам городок оказался в 15-ти км в стороне от трассы. Подъехали уже в полночь. В окнах гостиницы света нет, но дежурная на месте. За двухместный номер до утра выкатывает нереальный ценник — 3 тыс. руб. На мое «Да ну на….» сбрасывает цену до 2 600 руб. Послали и решили ехать дальше. Два мотеля по дороге — в одном нет мест, в другом работает только кафе. Незаметно подъезжаем к Усть-Куту. Время около двух ночи. На заправке видим баннер — турбаза в 20 км за городом. Как потом оказалось, не по нашей трассе. Опять просим навигатор привести нас к гостинице. Приводит — мест нет. Нахожу еще одну, небольшую, в жилом доме. Места есть, но слышимость между номерами, как в общественном туалете между кабинками. В одном номере пьет компания… Искать гостиницу в квартирах в два часа ночи что-то не захотелось. Поставили на навигаторе «Северобайкальск», выбрались за город и решили ехать до первого места, где можно заночевать. А его все нет и нет. Ни одного сворота, чтоб съехать с трассы. Примерно через 50 км сворот влево и площадка. Паркуемся, достаю спальники и спать. На улице градусов 5 мороза, машину можно глушить, будет тепло и так. Время около 4 часов утра.

25 марта

Проснулись в 9 утра. Спал бы и подольше, но затекли ноги. Все-таки не приспособлен Матизик для ночевки в нем двух человек. На улице тепло, пробрасывает небольшой снежок, стоим на несанкционированной помойке. Рядом проходит БАМ.

Привели себя в порядок, допили домашний чай и вперед. Понедельник, дорогу на выходных никто не чистил, хорошо, хоть снежок идет не сильный. Движения практически нет, едем одни. Вот и Магистральный. Слева от дороги видим здание с надписью «Столовая.» Нормальная столовая советских времен — немного рис недоварен, картошка пересолена, но все компенсируется очень низкой ценой. На выезде заправляем полный бак, звоню племяннику в Северобайкальск, сообщаю, где мы, и вперед. Как оказалось, это была последняя точка, где работал «Билайн». Племянник сказал, позвонить ему при въезде в город, он встретит и проводит до дома. Я на всякий случай спросил адрес, у нас, мол, есть навигатор, доведет. В ответ только улица и номер дома. Потом это сыграло злую шутку.

Поселка нет, памятник остался. Судя по несуразной надписи половина отвалилась.

Продолжает идти снег, дорогу в некоторых местах завалило так, что начинает брать сомнение, проедем ли. Вокруг ни людей, ни машин. После Кунермы, когда навигатор показывает, что до Северобайкальска осталось 100 км, упираемся в большую лужу. Приехали. Передо мной прошел ЗИЛ-131, все перемесил. Водитель ходит и что-то ищет в воде. Валяются обломки фар, бамперов, оторванный томский номер… Показал мне, где проехать, вернее, где проезжают все легковые. Пока я промерял палкой глубину, он съездил забрал жд-рабочих, попросил поторопиться, чтоб выдернуть меня, если сяду.

Удивительно, проехал почти все. Сел на последних метрах.

Если бы не этот случайно встреченный ЗИЛ-131, и встреченный именно в этом месте, пришлось бы тянуть лебедкой. Все равно бы вылез, но заняло бы это не один час.

Дальше ехали без приключений. Перед подъемом на перевал Дабан встретился бульдозер, который чистил дорогу. Двигаться стало легче.

 Снега все больше, дорога все уже.

 Сам перевал как-то не заметил: ни стелы, ни знака какого. Понял, что перевалили, когда дорога пошла вниз. В 30-ти км перед городом находится база отдыха «Гоуджекит» с горячими источниками. Заехали, хотели здесь остановиться, денек покататься на горных лыжах и покупаться. Как всегда, мест нет. Каникулы, много детей. Поехали дальше. От «Гоуджекита» дорога стала отвратительной, сильная гребенка. Скорость 30-40 км/ч. Асфальт появился буквально перед самым городом.

На въезде традиционное фото на фоне стелы и звонок родственнику. Но… «Билайн» не работает. Вообще. Забиваем в навигатор улицу и номер дома — все в порядке, ведет. Правда ведет дальней дорогой, не по кратчайшей. Довел. Вот он, дом, но въезда во двор не видать. Поехал в объезд через два дома. Между домами громадные расстояния, целые сосновые рощи и много детских площадок. Поскольку все в снегу, дороги проложены через эти площадки. Еду между качелек, поскольку других путей не вижу. Заезжаю во двор, паркуюсь у крайнего подъезда. Телефон не работает, квартиру не знаю, во дворе никого нет, спросить не у кого. Позади 1 500 км… Жена говорит, мол, номер-то телефона родственника у тебя есть, надо только найти местный телефон. Бегу на улицу, в ближайшем павильончике прошу продавца помочь путешественнику. В это время на улице сигналит джип. За рулем племянник. Оказывается, я припарковался на его место. Он подъехал к дому, видит машину с красноярскими номерами. Дальше все просто.

26 марта

Утро ясное. Морозец и ветер. Я с собою, кроме лыж, взял еще кайт. Хотел покататься по Байкалу. Но Ира ни разу не стояла на горных лыжах, надо было ее потренировать, потом уж за мной по морю на буксире. Поэтому в первый день поехали в «Гоуджекит».

Попробовал найти нормальный выезд со двора, чтоб не по детским площадкам. Как уже говорил, двор громадный, посредине сосновая рощица, по периметру дома. Еду вдоль них, в конце одного вижу улицу, машины ходят. Выезжаю — и оказываюсь на тротуаре, причем рядом с городской администрацией. На дорогу надо прыгать с высокого бордюра. Судя по следам, большие машины так и делают. Как мне потом объяснили, это короткий выезд практически в центр, ну или, кто не знает дороги, как я, выезжают сюда. ГАИ-шники ловят, мне повезло, что их не было. Развернулся и поехал знакомой дорогой.

В «Гоуджеките» сразу за домиками находится горнолыжка. Бугельный подъемник, трасса длиной метров 200. Круто только вверху несколько метров, потом полого. Самое то для начинающих.

 Первый в жизни спуск на горных лыжах.

На горизонте на горе слева видна просека. Это большая трасса «Большая Медведица». Не наш уровень, не рискнули там кататься.

Поскольку лыжи у нас свои, заплатили только за бугель. 150 руб./ч. с человека. Два часа пролетели незаметно. Теперь купаться. В бассейне ребятни, как селедки в бочке. Оказалось, что у них последний день, вот и бесятся. Завтра, сказали, будет спокойно. Решили на сегодня фитобочку и массаж. Фитобочки на территории нашли три. В одной на натуральных травах, в двух на аромамаслах. Каждый объясняет, как хорошо у него и как плохо у конкурентов. Остановились на варианте, где специалисты — врачи. И не пожалели.

В город возвращались рано, около 6-ти вечера. Чтоб не сидеть дома, поехали кататься по окрестностям Северобайкальска. Нашли съезд на местный пляж.

На льду после недавней метели много снега, для нашего Матизика дороги нет. Жаль, была мечта съездить на тот берег. Ограничились пешей прогулкой. Ветер, пасмурно.

Проехав дальше по периметру города, нашли обрыв с красивым видом, судя по костровищам, очень популярное место у местных отдыхающих. От дороги метров 100, всего один проезд. Причем проехал, видимо, какой-то вездеход, я это понял на полпути, когда Мотька глубоко засел. Лебедку не стал разматывать, посадил жену за руль и провел практическое занятие по теме: «Как выбраться на твердую дорогу задним ходом». Полчаса пролетели незаметно. В самый последний момент подъехал джип и предложил помощь. Но нам оставалось уже меньше полметра.

27 марта

С утра солнечно и безветренно. Покатушки по Байкалу на кайте отпадают. Решили опять ехать в «Гоуджекит».Вторая попытка найти нормальный выезд со двора увенчалась успехом. Несколько поворотов между домами, и мы на дороге. Теперь будем здесь заезжать и выезжать.

В городе несколько заправок, рекомендовали одну, на выезде. Видимо, и вправду хорошая, всегда много машин. Как назло, в этот день работает одна колонка, пришлось стоять минут 15 в очереди. Перед самой колонкой выезжаю из общей колонны влево, так как бензобак у меня справа, я один такой оказался. Отправил жену рассчитываться, жду, когда заправиться тот, кто передо мной. В это время те, кто был позади меня, оттеснив жену у окошечка, отдали деньги и первый начинает заправляться. Говорю: «Мужик, ты же за мной, что за наглость?». Ответ просто убивает: «Ты же покинул очередь!». А следующие заявляют: «Мы за ним….». Сказал им все, что думаю о них, забрал заправочный пистолет, сходил, рассчитался и залил полный бак. Кстати, женщина-оператор поняла, в чем дело и извинилась фактически за них.

 

Электричка в два вагона.

Любимое место в машине , когда устаем сидеть на коленках у пассажира.

Снова два часа на горке. Народу почти не было, поэтому без остановок вверх-вниз. Затем бассейн.

Цену забыл, не то 250, не то 350 руб. с человека. Подолгу сидеть в воде не рекомендуют, несколько минут и делать перерыв. Мы, конечно, сидели подольше, перерывы поменьше — в результате потом было тяжеловато.

Это очень горячая ванна.

Эта попрохладней.

Вода на ощупь мыльная. Говорят, раньше оградки не было и можно было прыгать в сугроб.

После бассейна массаж. Лыжи, бассейн, массаж — хоть не уезжай.

По возвращению в город заехали на базар, купили омуля. Рыбы мало, сказали, что не сезон.

С пивом анекдот. Предлагают красноярское, абаканское. Кое-как нашли местное, на розлив. Оказалось неплохое.

28 марта

Солнечно, тепло и безветренно. Сегодня едем купаться в Дзелинду, 100 км за город вдоль БАМа.

Дорога почти на 70 км асфальт хорошего качества. В затененных местах снежный накат, на открытых местах снега нет. Гравийка вся в снегу, хорошо чищеная.

Заехали в Нижнеангарск, в магазин местного рыбозавода. Омуля нет, только щука и еще какая-то речная рыба.

Сворот на Дзелинду проехать невозможно.

Судя по плакату, база принадлежит РЖД. Хорошая накатанная дорога километра два.

Хорошенькая база, красивые домики (мест нет!!), бассейн с водой разной температуры в разных ваннах, кафе. Поели, вкусно, но дорого. Поразило, что за стоянку машины надо платить не только на территории базы, но и на площадке перед ней. Долго задерживаться не стали, поехали искать дорогу на дикие источники. Еще в «Гоуджеките» доктор, делавший массаж, объяснил как ее найти. Нашли, проехали.

Похоже, сюда проезжают лишь 4ВД, и мы 2 Везде.

И буксовали тут неплохо.

От машины метров 200 пешком по тропинке, и вот он, дикий источник. Домик без окон и дверей в качестве раздевалки, причем «М» и «Ж» раздельно. Две ванны с разной температурой воды. Из купающихся двое местных, приехавших на машине. Минут через десять они ушли и больше никого не было, только птички. Купались и загорали часа два, в воде сидели подолгу, и никаких неприятных ощущений, в отличие от «Гоуджекита».

Накупавшись и отдохнув, решили прокатиться по трассе дальше, на восток. Проехали около 30 км, но ничего не увидели: ни жилья, ни людей, ни машин. Только по рядом идущей ЖД-дороге раз прошел грузовой состав.

 БАМ.

А это мост через речку Холодная. Давным-давно, в 87 году, мы с группой красноярских туристов поднимались вдоль этой речки через поселок Перевал до верховьев реки Чая.

В город возвращались под вечер, не спеша. Между Нижнеангарском и Северобайкальском рассматривали многочисленные памятники строителям БАМа.

А это уже новый, видимо, культовый, никаких пояснительных надписей нет.

29 марта

Последний день пребывания на Байкале. Погода с утра тихая, солнечная. На кайте опять не покататься. И по льду из-за большого снега тоже. Едем в Дзелинду!

На базу заезжать не стали, сразу на дикий источник. Навстречу попалась «Нива» со вчерашними местными купальщиками. Поприветствовали друг друга.

Опять почти два часа купания и загорания. И никого. Только птички по-весеннему щебечут.

Так и простоял Матизик в одиночестве.

Окрестности Дзелинды.

Хорошее место для отдыха и поправки здоровья. Те же дяденьки на «Ниве» сказали, что проезжают по трассе 2-3 раза в неделю и всегда заворачивают искупнуться. Судя по надписям на домике, самый дальний турист здесь был с Ужгорода.

Не знаю, как летом, когда нет снега, но даже сейчас вокруг ванн сильно загажено. Такое ощущение, что люди, сидя в ванне, пьют, закусывают и все остатки слегка откидывают в сторону. И в домике остатки пиршеств, втоптанные в снег.

Это самая северная часть Байкала, которую нам удалось увидеть с трассы.

В город вернулись пораньше. Походили по магазинам, базару, затарились омулем и сувенирами.

30 марта

Выезжаем домой. Проснулись в пять, стартовали в шесть утра по местному времени. Бак почти полный, заправляться не стал, до Магистрального хватит. За эти четыре дня, что мы гостили в Северобайкальске, дорога слегка подтаяла, была вычищена и накатана.

Незаметно преодолели перевал.

Вот такие мосты переброшены через многочисленные речушки.

В поселке Кунерма буквально напоролись на «лежачего полицейского» Когда ехали туда, его не было. Судя по отполированной дороге, не один я оттормаживался тут. Нам повезло — Матизик остановился, мягко съехав передними колесами вниз.

Можно не только подлететь, но и колеса оторвать.

В Магистральном заправились, есть в столовой не стали.

 Звездный. Памятник стоит, поселка практически нет.

В Усть-Куте были в обед, найти хорошее кафе не удалось, поэтому не задержались. Температура плюсовая, в городе на дорогах потоп. Грязь страшенная. До самого Братска всюду, где гравийка, — грязь. Все плывет. Ехали практически без остановок.

На въезде в Братск видим плакат с рекламой гостиницы в квартирах. Поскольку солнце уже село, решили воспользоваться этим вариантом. Нам по телефону назвали адрес, куда подъехать. Причем ключ забрать в одном месте, а квартира в другом, примерно в паре километров. Навигатор наотрез отказался находить эти адреса. Пришлось опрашивать сторожей на стоянках, водителей возле магазинов. На заправках, как обычно, ничего вразумительного объяснить не могли. В общем, вселились уже часов в 11 вечера. Все бы ничего, но белье… Несколько раз звонили хозяйке, она объясняла, где лежат «чистые» комплекты. Очередной наконец-то был свежепостираным. Я понимаю, кто и для чего чаще использует такие квартиры. Иногда в поездках приходилось ночевать в квартирах. Это всегда дешевле, а порой и комфортней, чем в гостиницах. Но на такую … наткнулся впервые.

Утром выехали в 7 утра. Тихое утро, без ветра. В низинах стоит сизый дымок и сильный неприятный запах. Думаю, это от расположенного невдалеке алюминиевого завода. В Красноярске тоже подобный завод основательно гадит атмосферу.

Между Братском и Тулуном попали в сильный туман, километров 20 ехали как в молоке.

В районе Ингаша Лялька очередной раз запросилась на улицу. На дороге грязь, надо куда-то съехать. Вот хороший отворот, поворачиваю, и…

Повисли. Вот тут-то пригодилась лебедка и длинная веревка. Зато собака нагулялась!

Домой приехали около 11 вечера.

Сколько потратил на бензин — не считал. После отворота на Братск средняя цена — 32 руб с копейками. Из поломок загнут правый передний диск, но колесо не спустило. Это перед Братском на грязной гравийке поймал несколько хороших рытвин.

Хочется немного сказать про поведение водителей на дороге. Вот трасса М-53 «Байкал». Идущая впереди фура практически всегда мигнет тебе поворотником, показывая, что ее можно обгонять, встречных нет. Если кому-то уступил дорогу — мигнут аварийкой «спасибо» В большинстве встречные сами переключают дальний свет на ближний. И совсем другое дело, когда свернешь в сторону Братска— Усть-Кута—Северобайкальска. Ни одна фура, ни один грузовик не показал, что можно его обогнать. Дальний свет, пока несколько раз не мигнешь с дальнего на ближний — не переключат. Видимо, не принято на северах это. Когда ночью обгоняет легковая, всегда переключаюсь на ближний, чтоб не слепить его в зеркала, пока не отъедет подальше. Тут же обгонишь — никто не переключается, лупят дальним. Или догонит и висит на «хвосте» с дальним светом.

Кто-то может скажет, что я преувеличиваю, что сейчас все так ездят. Я много где был, но в этой поездке на этой трассе впервые столкнулся с невежеством в таком масштабе. Ложка дегтя в прекрасном впечатлении от всего севера Байкала.

Вот такие мы вернулись домой.

Спасибо всем, кто прочитал.

Источник: Автопутешествия и приключения

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *