Сразу оговорюсь, что отчет будет представлен в виде фотоотчета, поскольку чукча не писатель :). К тому же, Норвегия из тех стран, которую лучше смотреть, чем читать.

Еще задолго до поездки, разглядывая картинки разных уголков нашей планеты, приметил для себя три места, где хотелось бы побывать в среднесрочной перспективе: Камчатка, Исландия и Норвегия. Самой доступной в материальном и организационном плане оказалась Норвегия. Попутчики нашлись быстро, из числа незнакомых мне людей. Из нас только Игорь был раньше в Норвегии, для меня так это вообще первая поездка за границу :).

Маршрут, хоть и был заранее запланирован, постоянно менялся по погодным и прочим причинам. В общем, маршрут получился следующим: Москва—Тверь—Санкт-Петербург—Выборг—Брусничное (граница)—Хельсинки—Турку—(паром)—Стокгольм—горы, фьорды и острова (см. карту)—Осло—Стокгольм—(паром)—Турку—Хельсинки—Торфяновка (граница)—Санкт-Петербург—Тверь—Москва.

Итак, заправив баки и попив кофе на заправке, стартовали мы ночью из Твери тремя машинами. Долетев по пустой дороге до Питера, доукомплектовали там экипаж нашей машины еще двумя человеками и выдвинулись в сторону границы. Наш экипаж: Игорь (Москва), он же организатор поездки; автор, то бишь я, Денис (Тверь), водитель; Лёша (Санкт-Петербург), Лена (Санкт-Петербург) и Toyota Caldina, 1,8.

Таким образом, проехав от Твери около 1 000 верст, к вечеру были уже в Хельсинки. Немного погуляли по городу и, уже сонные, двинулись в сторону Турку. Без круиз-контроля оказалось довольно утомительно соблюдать скоростной режим по финским дорогам. Подремав несколько часов в машине, утром загрузились на паром и там уже выспались, как следует. 

Вечером второго дня мы уже гуляли по Стокгольму. Город так понравился, что на обратном пути решили провести в нем побольше времени. На следующий день, проехав мимо большущего тролля, мы оказались в Норвегии. Тут наши пути с другими экипажами разошлись, и дальше мы путешествовали на одной машине. 

Сразу скажу, что философия поездки — максимум природы, желательно не в раскрученных местах, где снуют толпы туристов, и минимум городов и искусственных достопримечательностей. Правда, один раз, на почве надоевшей облачности и дождей, у нас все-таки случился «приступ культуры» и мы рванули в Олесунн, о чем ни разу не пожалели. Оказалось, это один из самых красивых городов Норвегии с уникальной архитектурой в стиле модерн. Впрочем, о нем позже.

Далее пойдут в основном фотографии с комментариями.

Первый маршрут, запланированный как разминочный, был на вершину Skjold. Тропа оказалась отлично размеченной, по всему маршруту стояли пирамидки. Поднимались около трех часов. Там же и заночевали.

Следующей нашей точкой была долина Jordalsnuten, а точнее вершина Bakkanossi. Дорога шла через Лаэрдальский тоннель — самый длинный автомобильный тоннель в мире, длиной 24,5 км. Проезд по таким длинным туннелям у меня лично вызывал дизориентацию в пространстве и ближе к концу тоннеля было ощущение, что дорога идет вертикально вниз или вверх :). Перед тоннелем остановились у симпатишной деревянной кирхи, построенной в 12 веке.

Но тоннели в Норвегии разные, есть цивилизованные, как Лаердальский, а есть очень даже дикие, как этот, ведущий к следующей ключевой точке нашего маршрута. Как только мы въехали в этот страшный и темный тоннель, я высадил своих попутчиков, чтобы не сесть на мель, договорившись встретиться по ту сторону. Как оказалось, никто из них не взял ни фонарика, ни телефона. Потом я не раз слышал историю про красные огни машины, скрывающиеся за поворотом, и наступающей кромешной тьме :).

Долина Jordalsnuten встретила нас дождливой погодой. Показать с этого дня особо нечего, хотя эмоционально это был самый насыщенный день для всех. Дело в том, что долина превратилось в болото, а поднявшись выше, мы заблудились в тумане, насквозь промокли, и под конец дня пришлось вброд переходить горную речку. Больше в такую погоду мы в горы не ходили.

После того как мы пришли в себя и немного подсохли, не спеша двинули западнее, в сторону океана и хорошей погоды.

Путь к острову Рунде проходил через несколько живописных мостов, очень органично вписывающихся в окружающий пейзаж. Вообще в Норвегии, помимо паромов, очень много разных мостов, благодаря которым есть транспортное сообщение с небольшими прибрежными островами.

Разбив палатки среди скал, недалеко от дороги, наблюдали проходящие мимо корабли и уходящий циклон, который так нам надоел.

Рунде, он же Птичий остров, примечателен огромным (около полумиллиона) количеством птиц, гнездящихся в основном на скалах. Визитная карточка острова — забавные птички тупики, которых мы так и не увидели. Говорят, они прилетают к вечеру. Зато удалось посмотреть, как охотится большой поморник и как, в свою очередь, за ним охотятся крутые фотографы с огромными телеобъективами.

Погода тем временем совсем наладилась и на острове мы провели почти весь день, хотя обойти его так и не успели. Вообще остров запомнился сильным ветром, который буквально сбивал с ног, соленым воздухом, и красивым видом на океан, когда линия горизонта почти не заметна, а искрящаяся на солнце вода плавно переходит в голубое небо.

Вернувшись к нашей машине, с радостным удивлением обнаружили рядом машину с питерским номерами. Так, совершенно случайно, встретились с Мишей и Юрой, с которыми общались еще до поездки. Несмотря на то, что мы двигались в противоположных направлениях, решили пару вершин покорить вместе.

Molladalen встретил нас хоть и сухой, но облачной погодой. Поэтому набрав 600 метров высоты до озера Storevatnet и уперевшись в облачный «потолок», пришлось возвращаться и решать, как компенсировать неудачный трек.

Тут мы разделились: Миша, Игорь и Юра решили попытать счастье на соседней горе, а мы втроем, нарушая концепцию путешествия, отправились в Олесунн :). Город полностью сгорел в 1904 году, и за три года был отстроен заново в стиле «ар нуво», о чем напоминают надписи на домах типа «Anno 1905». 

А вечером опять заморосил дождь, напомнив, что пора возвращаться к нашим горцам. Правда, мы не учли, что паромы по ночам не ходят, а в кемпинг ехать было уже поздно, пришлось заночевать в машине.

Наутро, воссоединившись с командой, опять разделились :). Самые влагостойкие пошли покорять гору Sylvkallen, высотой 1 300 м, а мы с Леной пошли смотреть, куда ведет строящаяся грунтовая дорога. Вела она к большому экскаватору, который её строил, а рядом обнаружилась тропинка, по которой спускались какие-то норвежцы. Выяснили, что дальше будет very nice lake, и решили до него дойти. 

Побродив вокруг озера в надежде найти продолжение маршрута, заметил подбирающийся к нам снизу туман. Мы, памятуя о наших приключениях в Jordalsnuten, и что тропинка местами пропадает, решили, что пора «делать ноги» :).

В это время на вершине Sylvkallen :).

Следующий день ничем особенным не запомнился. Катались по комунне Stryn, запаслись продуктами, а вечером устроили легкую прогулку к леднику Kjenndalsbreen, который уже изрядно подтаял и сильно не впечатлил.

На следующий день мы отправились в соседнюю долину, чтобы подняться на вершину Kattanakken и заодно посмотреть другой рукав ледника Briksdalsbreen. По сравнению со вчерашним ледником, где мы никого не встретили, этот оказался осажденный туристами, в основном японцами, которых на электромобилях возят прямо к леднику. Но нас интересовала вершина Kattanakken, высотой 1 450 м. Маршрут оказался не самым простым. Вначале потеряли тропу и шли по склону напролом, через лес, потом был и скользкий снежник, и сыпучие «живые» камни, и даже небольшой камнепад, который образовал Игорь, ушедший вперед. Все это немного подорвало наш моральный дух, и до вершины из нас троих добрался только Игорь :). Хотя до конца оставалось немного, но, попробовав «на зуб» довольно отвесные камни, мы с Мишей решили не рисковать, о чем теперь жалеем. Как бы то ни было, это был один из самых лучших дней и виды с вершины были потрясающие. Вечером экипаж «Шкоды» в лице Миши и Юры нас покинул, а мы, переночевав, поехали на север, в сторону Гейрангер-фьорда.

В левом нижнем углу крошечные пикселы — те самые электромобильчики.

Гейрангер-фьорд, наша следующая точка маршрута, входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а путь к нему лежит по красивейшей 63 дороге, на которой, в свою очередь, находится известный серпантин Trollstigen. Очень популярная среди туристов дорога, проходит на высоте более 1 км.

Вид на Гейрангер-фьорд со смотровой площадки Dalsnibba (1 500 м).

По пути совершенно случайно остановились у моста, под которым был найден красивый водопад. 

Дорога Орлов.

А вот и Trollstigen, Лестница Троллей. Не меньше часа наблюдали сверху, как игрушечные машинки и автобусы разъезжаются на этом серпантине. Хотя это далеко не самая страшная, как написано во всех путеводителях, дорога. Скорее интересная, особенно для владельцев каких-нибудь Porsche 911 :). А вот водителям автобусов не позавидуешь.

После знакомства с Гейрангер-фьордом мы продолжили путь на север, к Атлантической дороге.

Экипаж «Шкоды» нам посоветовал заехать в пещеру Trollkyrkja, которая была по пути, и сказали, что там даже интереснее, чем на Атлантической дороге. Так оно и оказалось. Атлантическая дорога, конечно, красивая, на такие мосты мы уже видели, когда ехали на Птичий остров, да и другие дороги вдоль побережья, думаю, не менее красивы. А вот пещера... пещера представлялась мне навроде Новоафонской, что в Абхазии, с большими залами, железной дорогой...

Скоро я понял, что заблуждался и что пещеры бывают разные и дикие :). И еще оказалось, что до нее надо довольно далеко идти. Тропа шла по полю, затем через дремучий лес пошла вверх, и, наконец, набрав прилично высоты, вышли к совсем неприветливому и веющему холодом входу в пещеру. К тому же шел дождь, и уже темнело, что только нагнетало атмосферу. Лена отказалась лезть в пещеру и пошла обратно, а мы с Игорем обследовали там два уровня и вылезли на поверхность где-то над входом, в туман, как в Silent Hill. Говорят, что есть третий уровень, но мы его, видимо, не нашли. А в хорошую погоду с вершины горы, где находится пещера, открываются неплохие виды, судя по фотографиям из интернета.

Состоящая из восьми мостов Атлантическая дорога, была признана британской газетой Guardian самой красивой дорогой в мире. Поэтому мне так хотелось по ней прокатиться.

Atlantic road была крайней точкой нашего маршрута, и поскольку дни отпуска и визы подходили к концу, пора было возвращаться. Погода нас не баловала до самого Осло, поэтому мы особо нигде не задерживались. Разве что заехали в город Molde на смотровую площадку, потом еще в пару городков, и свернули с Е-6 на высокогорную 55-ю дорогу. Было бы неплохо провести там день-другой, но был сильный ветер и периодически накрапывающий дождь и из машины выходить не хотелось. Поэтому, чтобы хоть через окна машины полюбоваться на суровые пейзажи, я принял решение ехать не к парому, а преодолеть около 25 км по узкой горной дороге, ведущей к городу Ovre Ardal, хотя последний серпантин, на спуск к городку, нелегко дался перегруженной машине.

Обратный путь прошел без приключений. Как и планировали, нанесли визит в Осло. Долго искали бесплатную парковку. В итоге, остановились у российского посольства, посчитав, что машину с российскими номерами там не тронут :). День на осмотр достопримечательностей, и едем дальше.

На пути в Стокгольм заехали в Карлстад, обычный шведский городок, где кроме собора и вкусной курицы-гриль, ничего интересного не обнаружили.

Столица Швеции встретила нас красивым закатом. Весь следующий день мы гуляли по этому замечательному городу. Понравилось метро, необычное и интересное, а также огромный шар — Globe, в котором находится спортивно-развлекательный комплекс. Ну и, конечно, Старый Город.

В завершение, хочу сказать, что очень понравился симбиоз невероятно красивой природы и цивилизации. С одной стороны, горы, фьорды, горные речки, озера и бесчисленные водопады, а с другой стороны, великолепные дороги, серпантины, тоннели, паромы и почти сказочные города типа Стокгольма и Алесунда.

А еще порадовало количество скандинавцев, занимающихся спортом. Бегают, катаются на велосипедах, лыжероллерах. У них для этого созданы все условия. Даже в небольшом городке мы увидели три стадиона.

И, конечно, нельзя не отметить огромное количество раритетных и просто необычных автомобилей, вот некоторые из них:

Немного сухих фактов и цифр. 

За 25 дней пройдено больше 6 000 км, по самой Норвегии немного, 50-200 км в день. Машина была перегружена на 150 кг сверх допустимого, днищем чиркали иногда даже по асфальту. Тем не менее, машинка ни разу не подвела. Собственно, за 1,5 года, что она была у меня, ни разу и не ломалась. Расход по трассе — 6-6,5 л, в горах — 7 л на «сотню». 

Цены на топливо в Норвегии — 70 руб., в Швеции — 60 руб. Платных дорог попалось две, одна в горах, 150 крон, вторая — туннель под Стокгольмом, фотографирует камера, квитанция на оплату пока не приходила.

Ночевали в палатках, один раз в непогоду снимали домик. Мылись в кемпингах.

Продукты покупали в супермаркетах. Цены на продукты своих брендов «Extra» или «First Price» сравнимы с московскими.

Бюджет поездки — 15 тыс. руб. с человека за всё, кроме сувениров.

Непременно вернемся в Норвегию, в следующий раз хочется увидеть песчаные пляжи Лофотенских островов и полазать по горам, которые поднимаются прямо из воды.